Пресс-центр
 

22.06.2013 - Вменяемый собственник?..

 Кто же такой «вменяемый собственник» на примере российского бизнеса? В первую очередь это тот, кто имеет свой собственный vision, знает, что хочет получить и как развивать бизнес.

 
Для таких людей важно увидеть в потенциальном кандидате единомышленника, разделяющего его убеждения и стратегию развития бизнеса.
 
Другая категория — это те собственники, которые, ставя «нереальные задачи», ждут «чуда», что с приходом нового топ-менеджера компания совершит «прорыв» на рынке. Эта категория собственников относится к кандидатам, как к «пушечному мясу». В первую очередь это говорит о том, что сам собственник боится принимать решения, поэтому ему проще в случае неудачи свалить все на наемного топ-менеджера. Не справится — заменим другим, и так по кругу.
 
Приведу пример: в свое время был анонсирован поиск на позицию генерального директора в одну из известных fashion-сетей. Нас интересовали кандидаты, которые успешно занимались развитием бизнеса на позициях «коммерческий/генеральный директор» в известных развивающихся компаниях fashion-сферы, косметики и парфюмерии, имеющих развитую филиальную сеть. Кандидаты, занимающие эти должности, как правило, работают по пять — семь лет на таких позициях, на рынок не выходят и в целом чувствуют себя отлично. После кропотливого поиска было найдено и представлено три кандидата, каждый из которых был известной фигурой на рынке, имеющей яркие примеры достижений.
 
И что же получилось. На собеседовании собственник всячески показывал, какое он сделал одолжение, пригласив кандидата к себе, более того, слушая рассказ, прерывал и постоянно вставлял фразы: «Что-то вы производите на меня мрачное впечатление», «Как-то вы простенько одеты для вашей должности». Если это и был элемент стресс-интервью, то в данном конкретном случае он оказался явно неуместен, поскольку кандидаты, согласившись обсуждать данную позицию, сами были звездами.
 
Резюмируя, хочу сказать, что позиция была закрыта внутренним кандидатом, который спустя четыре месяца был уволен.
 
Есть пример нестандартных, но довольно интересных личностей, к коим относится легендарный Евгений Чичваркин.
 
В свое время я плотно работала с кандидатом, который на тот момент занимал должность директора юридического департамента в «Евросети». Он проработал вместе с Чичваркиным около пяти лет. Несмотря на некие «чудачества», неформальный стиль общения, а также другие моменты, на его взгляд, как и по мнению многих других управленцев «Евросети», Чичваркин — это скала, способная своей энергетикой и внутренней харизмой подвигнуть людей на подвиги, пускай и не всегда в общепринятых рамках.
 
Если говорить о западных собственниках бизнеса, то здесь ситуация выглядит следующим образом: на позицию управляющего директора в Россию направляют сотрудника, проработавшего энное количество лет в рамках компании на Западе, который уполномочен отвечать и отчитываться за результаты развития бизнеса. К сожалению, такие специалисты зачастую далеки от реалий российского бизнеса, поэтому для них в первую очередь стоит задача найти профессиональных топ-менеджеров на локальном рынке, знающих бизнес изнутри и имеющих определенные связи.
 
Но поскольку экспаты привыкли довольно стандартизированно подходить к вопросам развития бизнеса, не всегда получается создать оптимальный тандем с российскими топ-менеджерами, привыкшими проще смотреть на многие вещи.
 
* Елена Шувалова, руководитель проектов CONSORT Group.