Председатель правления CONSORT Group, Михаил Богданов, дал интервью журналу Управление персоналом.
Порядочность — основное качество лидера (по мнению В. Путина).
Согласны ли вы с этим и почему?
Согласен с этим мнением нашего президента. Сам очень высоко ценю это свойство и всегда применяю при характеристике людей. Для меня порядочность — это стремление к тому, чтобы выполнить взятые на себя обязательства и не наносить умышленного вреда окружающим.
Как порядочность раскрывается в спорных ситуациях?
— На мой взгляд, могут быть два вида ситуаций. Первая, это когда лидер, стремясь к достижению своих целей, сознательно берет на себя заведомо невыполнимые обязательства и не задумывается о потенциальном вреде для окружающих. Пример: политики или руководители всех уровней, которые готовы наобещать с три короба, лишь бы их избрали/назначили на пост. Потом, думают такие, как-нибудь отмажусь, наплету что-нибудь про изменившиеся обстоятельства, форс-мажор… Вторая ситуация, это когда у лидера самые честные намерения, но он не берет на себя труд (или не способен) заранее просчитать сложность выполнения взятых обязательств и их последствия для окружающих. К примеру, начал масштабную модернизацию производства, а о профессиональной переподготовке выбрасываемых на улицу работников заранее не подумал. Ирония в том, что в отличие от первого примера, где порядочностью и не пахнет, во втором случае «честный» лидер искренне считает себя порядочным человеком — он же хотел как лучше. Отсюда вывод: человек, считающий себя порядочным, должен еще и хорошо думать наперед.
Меняется ли это понятие во времени и в разных компаниях?
— Нет. Об этом моральном качестве примерно в том же смысле высказывались еще Платон с Аристотелем. А по мнению замечательного гуманиста Фазиля Искандера, которое я полностью разделяю, порядочным можно оставаться в любых условиях при любой власти. И, добавим, на любой работе в любой компании.
Почему Путин считает, что без порядочности «все остальное бессмысленно»?
— Действительно, а какой смысл в профессиональных управленческих качествах, современных знаниях и постоянной учебе, если отсутствует главный мотив — использовать все это «богатство» на благо окружающим людям?!
Нужна ли лидеру харизма?
— Безусловно, нужна. Харизма притягивает, убеждает следовать за собой, помогает решать массу внутренних и внешних проблем организации. Попадаются, конечно, и не харизматичные преуспевающие лидеры, но, как правило, их успех обеспечен мощным административных (властным) ресурсом.
Напористость?
— Замечательное и крайне необходимое для лидера качество. Ненапористый, обмякший руководитель постепенно теряет моральное право считаться лидером, и в конце концов его заменяют на «свежую кровь».
Креативность?
— Не креативного лидера я представляю себе с трудом. Если не хватает собственной креативности (такое вполне может быть), то необходимо обеспечить подпитку свежими нестандартными идеями со стороны (формирование команды креативщиков, организация мозговых штурмов, выбор правильного внешнего консультанта и т.д.).
Выносливость?
— Даже не обсуждается. Куда же без нее? Работать лидеру приходится ненормированно, в условиях стресса. Лучшая отдушина — спорт, а также умение оперативно переключаться с одной сферы деятельности на другую.
Агрессивность? Где, когда и кому она помогает?
— При всей нелюбви к этому понятию я вынужден признать, что современный лидер должен владеть и этим «видом оружия». Применять его дозированно, только в ситуациях, когда надо справиться с наглостью, непорядочностью, хамством или агрессией, проявленными в отношении тебя и вверенной тебе организации.
Полный номер журнала Управление персоналом вы можете прочитать здесь.