Профессии будущего

На вопросы Ассоциации Менеджеров России отвечает руководитель CONSORT Group Михаил Богданов

Какие профессии будут востребованы через 10-20 лет? А какие, наоборот, исчезнут?

Этот вопрос в последнее время настолько популярен, что его включают во все без исключения опросники. Вообще-то большинство профессий не исчезает, а постепенно трансформируется в деятельность с измененным — чаще всего расширенным — функционалом. Доярка раньше просто руками доила корову, теперь же это оператор автоматического доения — то есть человек, который помимо общения с буренкой должен еще и уметь обращаться с техническими приборами. Бухгалтер раньше косточки на счетах перебирал, сейчас работает с программой 1С, но и через 10-20 лет специалист по учету финансов никуда не денется, с какими бы сложным «софтом» он ни работал. Так что не думаю, что через пару десятилетий мы вообще расстанемся с какой-либо из профессий, особенно с учетом размеров (и, будем откровенны, инерционности) нашей страны — ведь кое-где у нас еще до сих пор висят плакаты-лозунги времен СССР. А новые обязательно вырастут на основе тех, что есть сейчас, и не важно, как они будут называться.

Какие навыки и компетенции станут ключевыми в вашей профессии через 5 лет?

Прежде всего, это навыки поиска — умение задавать и менять его параметры. Параллельно с этим — отличные технические знания и понимание работы поисковых систем. Четкость мышления, логичность, умение четко и кратко формулировать свои мысли. И, как всегда, коммуникации должны быть на высшем уровне. Ведь рекрутмент, с одной стороны, является клиентским бизнесом, а с другой, наш «рабочий материал» — это люди.

Как изменилось содержание вашей профессии за последние 5 лет?

Мы отмечаем, что стало меньше функций, которые руководитель практики может перепоручить помощникам и менее опытным консультантам. Усложнился поиск в сети, увеличилось количество вводных, сегодня нужно очень хорошо разбираться в бизнесе и проявлять максимум гибкости при проведении поискового проекта (неважно, ведем ли мы поиск ключевых людей или ищем средний менеджмент на работных сайтах). Все чаще старшим консультантам приходится самим искать людей. И первый звонок тоже сложно поручать менее опытным сотрудникам: с ростом общей доступности информации о людях, звонок кандидату для него может быть не первым даже за день, а поэтому требования к мастерству консультанта, выходящему на контакт, растут практически на глазах. Резюмируя, профессия рекрутера становится все более универсальной, и старое разделение внутри агентств на ресечеров, «обзвонщиков» и «клиентских менеджеров» уходит в прошлое. А требования к успешности человека в рекрутинговой профессии все возрастают — нужно и глубокое знание бизнесов и рынков, и умение работать с базами и инетом, и отличные коммуникационные навыки. Современный рекрутер практически превращается в супермена!

Подробнее о спецпроекте “Профессиональная трансформация — взгляд изнутри”