
Золотые правила работы с клиентами Consort знают не менее 500 человек, которые прошли через компанию с 1992 года.
Михаил Богданов, Председатель правления Consort Group
— Чем принципиально отличается работа Consort сегодня от 2010-2020 гг?
— Между Consort образцов 2010 и 2025 огромная разница. Кардинально поменялись обстановка в стране и в мире, а вместе с ними и рынок, его запросы и вызовы. Более того, произошли революционные изменения в технологиях. Кто бы раньше мог подумать, что можно закрывать серьезные позиции онлайн, без личных встреч? А вот пандемия доказала, что это не только реально, но и все более входит в практику. Представлялось ли реальным, что на «удаленке» можно работать так же результативно, как из офиса? Я уже не говорю о внедрении семимильными шагами такого эффективного помощника рекрутеров, как искусственный интеллект, который на глазах превращается из фантастики в быль.
Нынешний Consort это не обширное помещение, заполненное штатными сотрудниками, а компактный штаб, координирующий операции квалифицированных исполнителей, среди которых штатные и внештатные консультанты, фрилансеры и привлеченные специалисты, решающие на проектной основе задачи клиентов по поиску, подбору и аутсорсингу персонала, а также в широком диапазоне кадрового консалтинга.
Специфика современного российского рынка подтолкнула нас к экспансии в регион Центральной Азии: бизнес-единицы нашей группы появились в последние годы в Узбекистане и Казахстане, и они развиваются опережающими «материнскую» компанию темпами.
В работе своей мы исходим из того, что в целом борьба за квалифицированные кадры становится все острее. При этом на первый план выходят вакансии в IT, производстве, а также сильно возросший спрос на «синих воротничков», которых все чаще готовы привлекать не только из ближнего, но все более активно и из дальнего зарубежья.
— До 2022 года ваши клиенты — западные бренды. Как удалось пережить их уход?
— Уход из России западных брендов явился болезненным ударом для многих кадровых агентств, особенно для тех, кто в значительной степени зависел от этого сегмента рынка. И мы были в их числе. Консортовский портфель традиционно где-то наполовину состоял из таких заказов. К тому же мы долгие годы эксклюзивно представляли в России и других странах СНГ крупнейшую мировую сеть – Международную федерацию Executive Search – IESF. На первых порах помогло, что вторую половину портфеля мы заблаговременно разместили в ведущих российских производственных компаниях, наладив с ними устойчивые деловые отношения. И не теряя времени переориентировались на другие перспективные рынки, в частности, центрально-азиатские, которые , по нашим наблюдениям, развиваются сейчас также бурно, как российский рынок в 1990-е годы. Успех коллег из Ташкента и Алматы – предмет нашей особой гордости!
— Деликатность в общении — фирменный стиль Consort. Когда вы пришли к нему?
— Ну, наверно, мы с партнером Юлией Балакиной сами так воспитаны, а посему с самого начала старались подбирать в команду себе подобных. Так со временем и сформировался фирменный стиль группы. Многие из поработавших у нас (а с 1992 года через Консорт прошло свыше 500 человек) впоследствии отмечали сильное влияние на свое поведение и отношение к ведению бизнеса той атмосферы тактичности, товарищества и одновременно профессиональной строгости, которая превалирует в компании. Что же касается тех, кто не сумел или не хотел принять нашу корпоративную культуру, с ними приходилось расставаться. Причем в большинстве случаев мы предпочитали это делать мирно, стараясь остаться друзьями. В результате значительная часть заказов поступала и продолжает поступать от наших «бывших», перешедших в корпоративный HR, и не только.
— Как долго и как вы учите тонкостям работы новых сотрудников?
— Уже давно, эмпирическим путем, мы установили, сколько надо времени, чтобы сотрудник уверенно выполнял KPI на той или иной ступеньке карьерной лестнице (например, при переходе из Специалиста по подбору в Консультанта и далее в Руководителя проектов) и старались строго придерживаться этих правил. Опыт показал, что когда мы делали исключения, продвигая сотрудника, к примеру, не через 2 года, как прописано в корпоративных Процедурах, а через год, в 90% случаев такие отступления заканчивались печально. Понижение человеку всегда обидно, но и на новой позиции он не тянет, и в результате он, как правило, покидал компанию.
Кроме того, в Consort имеются «Золотые правила работы с клиентами», которые каждый сотрудник обязан неукоснительно соблюдать, а также множество других основополагающих документов, помогающих в профессиональном и бизнес плане. Но, вероятно, самое полезное это сформировавшаяся с годами система наставничества. Специалисты, прошедшие через «школу Consort» (хотя формально ее и не существует) высоко ценятся на рынке.
— Иногда клиент неправ и даже очень. Когда вы с ним продолжаете работать, а когда уходите?
— Все зависит от ситуации, а они бывают самые разные. Клиент может быть неправ из-за своего незнания сути наших услуг. Очень часто он сам не понимает, кто ему нужен. В таких случаях, мы стараемся аргументированно разъяснять, помогаем с составлением должностных обязанностей, делаем обзоры рынка и предоставляем другие услуги консалтинга. Никогда не забуду, когда консультант принесла мне проект договора, на котором настаивал клиент, среди массы нелепостей там было требование представить до… 50 кандидатов на позицию гендиректора крупного кондитерского предприятия. Не выдержав, я предложил вежливо отказаться от этого ужаса и забыть такого горе-клиента, как страшный сон. Но консультант решила все-таки попробовать поработать с ним над договором. Уж не знаю как, но через неделю она убедила его подписать вполне приемлемый договор и затем успешно закрыла вакансию. После этого клиент работал с нами много лет.
Но бывает, конечно, что и уходим от работы с некоторыми заказчиками. Кому-то не подходят наши условия, даже при проявлении гибкости с нашей стороны. Не работаем с теми, кто нечестен с нами или с нашими кандидатами. Предварительно наводим справки о «потенциалах» на предмет их репутации на рынке. Короче, абы за кого не хватаемся.
— Кейс удачи — расскажите?
— Как-то раз клиент из Татарстана заказал поиск редкого топа. Наша консультант съездила в Казань, пригляделась-принюхалась, что говорится, и долго копалась в своих профессиональных связях. Но первым же кандидатом, которого она выдала на-гора, сразу попала в «десятку». Я был поражен, и в ответ на благодарности заказчика у меня вырвалось: «Нам повезло». В ответ услышал: «Везет сильным».
Или вот из совсем недавнего. На наш ташкентский офис СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО выходит один из крупнейших в мире игроков в области информационной безопасности. А офису в ту пору было всего несколько месяцев от роду. Коллегам из Узбекистана удалось мобилизовать и умело координировать все ресурсы группы Консорт.
Клиент получил в оговоренный срок свыше десятка ключевых специалистов и стал нашим постоянным заказчиком. Удача? Наверно, да. Но мне почему-то вспомнились вышеприведенные слова того клиента из Татарстана.
— Сбитые летчики — когда им стоит давать шанс на собеседование у клиента, а когда нет?
— И сбитые летчики тоже бывают разные. От одних прежние работодатели избавлялись, вежливо или грубо, как от бездельников, некомпетентных специалистов или даже вредителей. Но есть среди них и отличные профессионалы, потерявшие работу, к примеру, по причине ухода их всемирно уважаемого бренда с российского рынка. Спрашивается, в чем виноват этот человек? Бывают также случаи, когда хороший специалист не смог сработаться с начальником – это вполне объяснимо по-человечески. Так что понятие «сбитый летчик» имеет множество оттенков. Я тут недавно читал книгу про выдающегося китайского аса времен Второй мировой войны Джао Да. Так вот, японцы его сбивали бесчисленное количество раз, и тем не менее он – легендарный.
— Зумеры не хотят работать или мы не нашли ключи к их интересам?
— Для меня всегда было аксиомой: каждое последующее поколение лучше предыдущего, хоть оно и другое. Поэтому убежден, что мы просто не всегда умеем подобрать к ним ключи.
Важно помнить, что поколения не конкурируют, а учатся друг у друга. У зумеров действительно есть чему поучиться: умению расставлять границы, осваивать новое без страха, искать эффективные пути и напоминать себе, что работа, какой бы важной она ни была, это не вся жизнь. Есть, конечно, в их поведении черты, которые людям старших поколений кажутся неприемлемыми. Но давайте вспомним самих себя: какими мы были в глазах наших родителей?
Недавно молодые сотрудники Консорта тщательно исследовали тему зумеров и поделились результатами в наших соцсетях. По-моему, получилось интересно. Чтобы все не пересказывать, предложил бы желающим ознакомиться самим:
— УП наблюдает, проводя 10-15 интервью в день с разными новыми компаниями, бурный их рост (хотя СМИ пишут о трудностях у гигантов). Интересно узнать вашу оценку перспектив роста бизнеса России ежедневно общаясь с кандидатами и заказчиками?
— Вы имеете в виду российский бизнес в целом или только кадровый бизнес? Если бизнес в целом, то, несмотря на нынешние трудности, он, безусловно, продолжит развиваться, только уже в новых направлениях. Давно уже шли разговоры о необходимости слезть с «нефтяной иглы», да только лениво было – слишком уж комфортно: понадобились деньги – открыл побольше кран. А тут — «волшебный пинок», который заставил двигаться и работать головой. Так что ситуацию, в которой мы оказались, можно в каком-то смысле рассматривать и в позитивном плане. Санкции заставили думать об импортозамещении и развитии многих отраслей собственной промышленности. Не все сразу получается, но процесс этот уже приобрел необратимый характер. На основе высокого образовательного потенциала россиян впечатляющие успехи делают отечественные IT компании, а в некоторых областях, как, например, в кибербезопасности мы, оказывается, не только не отстаем от заграницы, но кое в чем и шагаем впереди. Постепенно находятся и новые рынки сбыта продукции. Дефицит средств и работников научил компании рынка бережно относиться к персоналу, они стараются выполнять поставленные задачи без расширения штата и готовы отдавать многие функций на аутсорсинг. Мы, в частности, давно уже заметили постоянно растущий интерес к услуге аутсорсинга функции подбора персонала (RPO – Recruitment Process Outsourcing) создали собственный продукт, пользующийся успехом у клиентов. Если же говорить о кадровой индустрии, то слухи об ее приближающейся кончине, с которыми зачастую можно столкнуться, явно преувеличены. Постоянно появляются новые, быстро набирающие профессионализм фирмы. Вполне уверенно чувствуют себя компании, созданные бывшими российскими сотрудниками известных западных брендов. Они успешно осваивают новые локации в нашей необъятной стране, смело идут в отрасли, куда раньше практически не ступала нога рекрутера, например, в ВПК. Это свидетельствует о том, что те, кто настроен на активный поиск новых форматов работы, вполне может добиться хороших результатов. И Consort твердо намерен быть в их числе!









